Консультация для родителей "Сказки в развитии личности дошкольника"

Консультация для родителей "Сказки в развитии личности дошкольника"

«…. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский.

Сказка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка для ребенка раздвигает рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным. Поэтому уроки, которые дает сказка – это ни с чем не сравнимые уроки нравственности для детей, а взрослым она может помочь решить жизненную проблему. Очень важным в жизни ребенка является то, как родители преподносят ему сказки. Сказка может быть очень веселой, но родители могут прочитать её так, что ребенок, вместо того чтобы смеяться, будет плакать. Когда мама, читая сказку о любви, говорит ей, что в будущем она выйдет замуж за принца, то тем самым она задает своей дочери определенный сценарий на поиск идеального героя. Психологи считают, что каждый сказочный персонаж может играть или даже брать за основу жизненного сценария.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Пред ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться позволяет сказка и игра. Например, для ребенка, который чего – то боится, подбирается готовая или составляется новая сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. В этом случае ребенок не только прослушивает сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, отождествляя себя с главным сказочным героем. В процессе этого ребенок не только знакомится со своим страхом, но и научается справляться с ним. 

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста: 

1. потребность в автономии. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои силы. 

2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть неудачи. 

3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда – то идет, кого – то встречает, кому – то помогает, что – то добывает, с кем – то борется, от кого – то убегает и т.д. иногда в начале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: 

1. автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды. 

2. активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, эмоционально откликаться на состояние партнеров. 

3. социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

a) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия). 

b) Когнитивного (умственного), связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения.

c) Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействия с другими детьми. 

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт

Консультация для родителей "Сказки в развитии личности дошкольника" 0 Консультация для родителей "Сказки в развитии личности дошкольника" 1 Консультация для родителей "Сказки в развитии личности дошкольника" 2
11:55
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.