Лепка как средство развития мелкой моторики рук дошкольников
«Лепка как средство развития мелкой моторики рук дошкольников»
Развитие мелкой моторики рук детей в дошкольном возрасте является одной из главных задач дошкольного детства. Занятия лепкой занимают важное место в развитии мелкой моторики. В процессе лепки ребенок разминает пальцами пластилин, тесто или глину; регулирует силу нажатия; координирует работу обеих рук одновременно. Эти занятия благополучно влияют на подготовку руки к письму, укрепляя мелкие мышцы руки, учат контролировать нажим при письме, красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций
Основные приемы лепки:
1. Отщипывание.
Отделение от большого куска пластилина небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек, а затем отрывают его.
2. Сплющивание.
Сжимание куска с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющивается двумя пальцами- большим и указательным. Средний кусочек – придавливают с помощью ладошки и плоской поверхности.
3. Скатывание.
Формирование больших или маленьких шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями или ладонью и столом.
4. Вдавливание.
Путем нажатия большого или указательного пальца на комочек делается небольшое углубление.
5. Заострение.
Одним или двумя- тремя пальцами прижимают кусочек, со всех сторон, до получения острого конца.
6. Раскатывание.
Формирование из куска «колбасок» (фигур цилиндрической формы разных размеров) путем скатывания его движениями вперед-назад между прямыми ладонями или ладонью и столом.
7. Соединение.
Прижимание деталей поделки одна к другой, затем несильное придавливание их друг к другу и тщательное заглаживание места соединения.
8. Прищипывание.
Большим и указательным пальцами оттягивается небольшой край и заостряется.
Больше всего дети любят лепить: животных, людей, машины, города. Сейчас очень популярно лепить смешариков, единорогов, котов, ежиков и драконов. Лепить очень полезно. Пошаговая лепка развивает в несколько раз быстрее творческое мышление, фантазию, мелкую моторику, речь, логическое мышление.
Важно, чтобы ребенок мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от него выполнения этих действий в игровой форме. Ведь в процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем.
Занятия лепкой позволяют уточнять уже усвоенные детьми знания, расширять их, закреплять знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
Когда у детей уже сформированы основные навыки лепки, появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их творческое начало личности. Очень важно чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.
Не нужно забывать о том, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Внимание со стороны взрослых является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Без развития мелкой моторики невозможно нормальное развитие интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.