Эмоциональное развитие детей 4-5 лет

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет

4-5 лет – самый «нежный», психически уязвимый возраст, все детские неврозы (тики, заикания, энурезы ,фобии, психосоматические заболевания) стартуют чаще всего в этом возрасте.

Хотелось бы отметить, что эмоции не бывают плохими и хорошими, и злость и страх возникают у ребенка не потому что родители сделали что-то не так. Все эмоции человеку необходимы и всем должно быть место в мире.

Задача взрослых – научить детей управлять своими эмоциями.

А для того, чтобы ребенок (да и взрослый) мог своими эмоциями управлять, он должен уметь их:

  • осознавать;
  • приемлемыми способами выражать (размещать в мире).

В этом случае человек сможет управлять эмоциями, а не они будут им управлять.

Обучение осознаванию эмоций

Для того чтобы ребенок научился сам понимать что он испытывает – взрослые обозначают и называют его эмоции. Каждый из вас, я думаю, наблюдал ситуацию общения мамы с маленьким ребенком и у каждого из вас точно есть этот опыт. Пример: на улице громко залаяла собака – ребенок вздрогнул и заплакал. Мама: ой, мой мальчик испугался злую собаку! Давай я тебя пожалею! Т.е. мама сначала обозначает для ребенка, что с ним произошло. Для ребенка случившееся – просто внезапно стало как-то плохо – мама обозначила это плохо. И если мама каждый раз когда ребенок будет пугаться будет это чувство обозначать – через какое-то время он сам научиться именно эти переживания отличать и через год уже сам скажет маме в ситуации страха «я испугался, я боюсь». Здесь тот же механизм обучения, что и, например, при изучении предметов окружающего мира: ребенку 10 раз сказали, что это мяч и он теперь сам может распознать среди других предметов этот мяч.

То же самое и с другими эмоциями: радость (ребенок плещется в ванне и радостно гулит, мама – наш мальчик купается, ему нравиться купаться, купаться – это здорово), злость (ой, какой злой, как наш мальчик разозлился).

Обучение выражению эмоций

Эмоции нужно выражать. Сдерживание эмоций не приводит ни к чему хорошему (ведет к невротизации личности). Если их сдерживать – мы перестаем сознательно управлять своим поведением – им начинают управлять наши эмоции.

Воспитание ребенка предполагает научение его управлению своими эмоциями, к сожалению, чаще всего в нашей культуре принято обучать ребенка сдерживать свои эмоции: не кричи! не плачь! немедленно успокойся! тебе не больно! не дерись! не злись!

В нашей группе одним из методов обучения выражению эмоций является "Теремок", в котором живут все наши ребятишки. Каждый ребенок приносит утром в группу свою "погоду-настроение" (солнышко - "веселое, радостное настроение", тучка - "сердитое, злое", капелька - "грустное"). Воспитанник отмечает свое настроение на плакате, называя его, пытается объяснить почему у него именно такое настроение. Пример от наших детей: "У меня сердитое настроение, потому что я сегодня не выспался". 

В течении всего дня ребенок может поменять свое настроение на плакате самостоятельно. Также, перед уходом домой мы сравниваем какое было настроение утром, изменилось ли оно к вечернему времени и определяем почему. 

Эмоциональное развитие детей 4-5 лет 0 Эмоциональное развитие детей 4-5 лет 1 Эмоциональное развитие детей 4-5 лет 2 Эмоциональное развитие детей 4-5 лет 3 Эмоциональное развитие детей 4-5 лет 4
11:30
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.